О ледоколе «Красин» и об Арктической международной конференции на его борту

0

Ледокол «Красин» был построен в Великобритании в 1916-1917 гг. и до 1927 года носил имя «Святогор». Это был второй российский ледокол – усовершенствованная модель «Ермака». В сентябре 2017 года судно было включено в состав флота России. Оно предназначалось для работы в Северном Ледовитом океане. Во время Гражданской войны англичане захватили ледокол и увели в Англию. При активном участии советского дипломата Леонида Красина корабль был выкуплен и впоследствии переименован в «Красин».

Ледокол имеет славную историю. В 1928 году он спас генерала Умберто Нобиле и членов его экспедиции, которые, возвращаясь с Северного полюса, потерпели катастрофу на дирижабле «Италия. Из всех судов, которые вышли на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря. В начале Великой Отечественной войны «Красин» был переведен с Дальнего востока в Арктику. Для этого он совершил переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал и в конце пути вошел в состав Северного конвоя PQ-15. После войны ледокол водил караваны судов в Арктике. В 50-х года он был перестроен в дизель электроход. В 1972 году «Красин» из класса ледоколов был переведён в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях. Достаточно долгое время «Красин» был научно-исследовательским судном. «Ледокол» пережил тяжелые дни во время перестройки в 90-е годы, когда решалась его дальнейшая судьба. В настоящее время ледокол остается в регистре судов России, он имеет свою команду. В то же время он является филиалом Калининградского Музея Мирового океана.

На борту судна проводятся экскурсии, а также различные мероприятия. Одно из таких мероприятий было проведено 27-29 марта 2019 года. Это – Арктическая международная конференция. Пленарные заседания, а также заседания Изборского клуба проходили на борту ледокола «Красин». Изборский клуб экспертов создан в сентябре 2012 года в городе Изборск Псковской области. Инициаторами клуба выступили известные политики, мыслители и общественные деятели государственно-патриотической направленности. Председателем клуба является известный политический и общественный деятель писатель и журналист А.А. Проханов. К своим главным задачам клуб относит — создание и представление власти и обществу России аналитических докладов, направленных на формирование обновленной патриотически ориентированной государственной политики во всех сферах национальной жизни. Работа клуба в рамках проводимой конференции была посвящена проблемам Арктики. В пленарных заседаниях участвовали консулы Республики Корея и Республики Франция, а также консул по вопросам торгово-экономического сотрудничества КНР, консул по экономике и региональному сотрудничеству Финляндии. Темой их выступлений было сотрудничество по совместному участию в развитии судоходства по Северному морскому пути и экологические проблемы. С пленарными докладами выступили преподаватели вузов, журналисты, ученые и представитель РОО Ассоциации полярников Санкт-Петербурга. Они затронули исторические аспекты освоения Арктики, процессы ее развития, взаимодействия с коренными народами и зарубежными странами.

После пленарных докладов для желающих была проведена экскурсия по внутренним помещениям ледокола.

Заседание 1-ой секции: «Освоение Арктики: современный и исторический контекст» проходило на ледоколе «Красин». Кроме того, работа конференции продолжилась на территории Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХиГС). Там были заслушаны сообщения в рамках 2-ой секции «Безопасность в регионе и глобальная информационная повестка для Арктики» и 3-ей секции «Экономическое и социальное развитие Арктики», а также проведен студенческий круглый стол Факультета сравнительных политических исследований СЗИУ РАНХиГС.

С секционными докладами выступали политологи и географы. Во главе угла этих сообщений стояли проблемы безопасности населения, проживающего в Арктике, национальной политики, административного деления, развития инфраструктуры и сельского хозяйства, и ряд других.

От ИХС РАН был представлен докладом д.х.н., проф. О.А. Шиловой и д.х.н. проф. Т.А. Кочиной «Мягкая химия для Арктики». В докладе были освещены основные направления научной деятельности ИХС РАН, которая представляет интерес для Арктики. Это – прежде всего, органосиликатные, лакокрасочные и золь-гель покрытия, предназначенные для защиты поверхностей от атмосферных воздействий, ультрафиолетового облучения, коррозии, биокоррозии, радиации и морского обрастания. Слушателей ознакомили с достижениями ИХС РАН в области синтеза мягких биоцидных добавок на основе производных триэтаноламина и карбоновых кислот. Использование таких биоцидных добавок, оказывающих наименьшую нагрузку на окружающую среду, для ингибирования развития биодеструкторов и прикрепления морских обрастателей, чрезвычайно важно для хрупкой природы Арктики. Были освещены проблемы отсутствия производства отечественных химических реагентов, которые необходимы для изготовления лаков и красок, что также относится к вопросам безопасности страны. Доклад вызвал интерес слушателей и был отмечен председателем заседания как один из наиболее интересных.

Картина, изображающая ледокол Красин в первозданном виде – до реконструкции в дизель электроход (висит в кают компании корабля)
В настоящее время ледокол пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта, напротив Горного университета.
В рубке ледокола.
Такие переговорные устройства не бояться сбоев в электропитании и радиосвязи.
Место штурмана.
Так еще недавно получали карты.
Сейчас корабль имеет доступ к метеорологической базе данных.

Материал подготовила О.А. Шилова

Санкт-Петербург, 27-28 марта 2019 г.

Комментарии закрыты.