Вторник, 7 мая

Круглые столы

04 октября 2022 г. 14:00 – 15:45 МСК

 Круглый стол «Роль ДПО в повышении квалификации и подготовке кадров для стекольной отрасли. Новые формы взаимодействия профильных учреждений
СПО, ВУЗов, научных организаций и предприятий отрасли
»

Целью круглого стола является обсуждение ДПО как инструмента взаимодействия профильных учреждений СПО, ВУЗов, научных организаций и предприятий отрасли.

Аннотация. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Программы ДПО имеют разделение на две категории: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, различают по длительности и форме, и должны учитывать потребности слушателей и работодателей. Разработка и реализация программ ДПО осуществляется как образовательными учреждениями, так и организациями, имеющими право на осуществляющие образовательной деятельности.

В рамках круглого стола предлагается обсудить ряд связанных между собой вопросов. Какова ниша научных организаций в системе ДПО? Есть ли потребность учреждений СПО в развитии совместных программ с научными институтами? Есть ли запрос на программы ДПО от предприятий отрасли? Как и на каких принципах выстроить сетевое взаимодействие между всеми участниками процесса? Каковы подходы к разработке/проектированию программ ДПО? Какова законодательные и организационные тонкости утверждения и реализации программ ДПО?

 Председатель: Наталья Геральдовна Тюрнина – к.х.н., заместитель директора по научной работе ИХС РАН

 Докладчики:

д.х.н. Василиса Борисовна Барановская (заведующая Центром коллективного пользования физическими методами исследований веществ и материалов ИОНХ РАН) — «Развитие системы дополнительного профессионального образования в Институте общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН» — (дистанционно)

д.х.н. Екатерина Александровна Козлова (профессор РАН, зам. руководителя Центра НТИ «Водород как основа низкоуглеродной экономики» по образовательному направлению) «Создание новых образовательных курсов Центром НТИ «Водород как основа низкоуглеродной экономики» — (дистанционно)

к.х.н. Наталья Владимировна Филатова (заведующая кафедрой технологии керамики и электрохимических производств ИГХТУ) — «Дополнительное профессиональное образование, как способ сохранения качества подготовки специалистов» — (очно)

к.э.н. Наталья Сергеевна Климова (проректор по развитию образовательных программ, начальник учебного управления СПбГУПТД) — «Организация ДПО в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Опыт и перспективы развития» — (очно/дистанционно)

к.б.н. Евгений Александрович Боровичев (заместитель генерального директора ФИЦ КНЦ РАН) — «Опыт Кольского научного центра РАН в реализации программ ДПО» — (дистанционно)

Юрий Алексеевич Фильчаков (директор ГАПОУ ВО ГСК) – «Система подготовки специалистов в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Владимирской области Гусевской стекольный колледж имени Г.Ф. Чехлова» — (дистанционно/очно)

к.х.н. Георгий Юрьевич Шахгильдян (заместитель проректора по развитию образовательных программ и международной деятельности РХТУ) – «Бесшовное менделеевское образование: от ранней профориентации школьников до подготовки специалистов для зеленых профессий» — (очно)

06 октября 2022 г. 10:00 – 12:00 МСК

Круглый стол «Современный научный музей в России»

Целью круглого стола является обсуждение научной составляющей в музеях на примере музеев Дальнего Востока России и ближайших дальневосточных соседей.

Аннотация. Музеи служат сохранению, изучению и популяризации памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. В разных музеях по-разному реализуется потенциал их фондов. Одни сосредотачиваются на сборе и хранении коллекций, другие — на работе с массовым посетителем, третьи на научно-исследовательской работе.

В рамах круглого стола предлагается обсудить ряд связанных между собой вопросов. В чем специфика различных музеев на Дальнем Востоке России? Каким является и каким может быть краеведческий музей? Что собой представляет сегодня научный музей? Как организован музей и научная работа в нем в Восточной Азии? Каковы функции современного музея с точки зрения ученого? Как применение новых технологий может помочь реализации основных музейных функций?

Модератор: Юрий Викторович Латушко – к.и.н., заведующий лабораторией антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Докладчики:

Максим Юрьевич Соболевский – директор КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей»

«Камчатский краевой музей вчера, сегодня, завтра»

История музея насчитывает более ста лет. В 1911 г. по инициативе губернатора Камчатской области В. В. Перфильева и местной интеллигенции было положено начало областному научно-промышленному музею. Первыми его экспонатами стали предметы, переданные путешественниками и учеными, исследовавшими Камчатку в начале ХХ века. В дальнейшем, после нескольких переездов, в 1982 году Камчатский областной краеведческий музей возвращается в здание бывшей канцелярии губернатора, где и располагается в настоящее время.

Музей обладает большим музейным собранием, которое насчитывает более 120 тысяч уникальных музейных предметов по истории края. В фондах музея собраны предметы по археологии, этнографии коренных народов Камчатки, уникальные книги XVII–XXI вв., живописные и графические работы камчатских художников, мемориальные коллекции и архивные фонды. КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» изучает природу, историю Камчатки и культуру народов, проживающих на ее территории.

Краевое государственное бюджетное учреждение «Камчатский краевой объединенный музей» собирает, сохраняет, изучает и публикует материальные памятники истории и культуры, объекты природы Камчатки;

способствует сохранению нематериального культурного наследия Камчатки;

пробуждает и поддерживает интерес общественности к истории Камчатки

Юрий Геннадьевич Никитин – заведующий Научным музеем Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Александра Балагурова — лаборант музея Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

«Научные исследования в Музее Института истории ДВО РАН»

Музей археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН был создан по инициативе основателя и первого директора института академика А.И. Крушанова и открыт 15 ноября 1979 года. В формировании фондов и оформлении экспозиции музея в разные годы принимали активное участие известные специалисты в областях археологии и этнографии.

Основными функциями музея являются: учет и хранение археологических и этнографических коллекций, полученных в результате полевых исследований специалистов института, экспозиция наиболее представительных материалов и научная работа.

Благодаря накопленным в результате многолетних полевых исследований археологов и этнографов института фондам, а также тесным научным связям научными учреждениями Китая, Кореи, Японии и Институтами ДВО РАН, музей имеет возможность осуществлять совместные проекты по изучению разнообразных археологических материалов из памятников широкого временного диапазона, в том числе изделий из стекла, керамики, раковин, кости и камня. Кроме того, в рамках сотрудничества с Институтом Химии ДВО РАН, музей постоянно проводит исследования по сохранению и консервации археологического металла. Общее число единиц хранения – более 500 тысяч, а основной фонд музея насчитывает более 3000 единиц.

Юрий Викторович Латушко – заведующий лабораторией антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

«Научный музей Японии глазами русского ученого»

Свои лекции по истории социальной и культурной антропологии я обычно начинаю с рассказа о национальных школах, ибо нюансы становления этих школ крайне важны для понимания предмета этнологической науки. Условно можно выделить англо-саксонскую научную традицию, с подразделением на британскую и американскую, европейскую континентальную с подразделением на немецкую и французскую. Не всё однозначно с российской традицией, ибо становление и распад советского государства стали рубежами, превратившими поле отечественной этнологии в своеобразный салат из различных временных и предметных кусочков. Однако если брать точкой отсчёта советскую этнографию с её центрированием на стержневом понятии «этноса», то, как ни парадоксально, очень близкой ей окажется этнология Китая и отчасти Японии, где понятие «народа» также является центральным.

Одним из ведущих антропологических центров АТР является Национальный музей этнологии (Минпаку) в Осаке. Данное учреждение хорошо знакомо специалистам-этнологам не только Японии, но и всего мира, и через два года будет отмечать своё пятидесятилетие. В настоящем сообщении мне бы хотелось дать краткую информацию о данном учреждении и направлениях его работы, а таже опыте работы в нем.

Никита Леонидович Свистов – заведующий филиалом Государственного музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева

«Реализация научной функции в музеях Дальнего Востока: опыт сравнительного анализа»

Согласно классическому определению, музеи служат сохранению, изучению и популяризации памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Три направления работы – сохранение (фондовая работа), изучение (научная работа) и популяризация (экспозиционно-выставочная работа) по-разному сочетаются в разных музеях. В докладе мы рассмотрим подходы к организации научной работы на примере нескольких музеев Дальнего Востока. Таким образом, в настоящем докладе мы предпримем попытку оценить различную специфику музеев, и их место в научно-исследовательском и общественном пространствах региона.

 Арина Вадимовна Левченко – младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

«Функции современного музея с точки зрения молодого ученого»

Работая с музейными коллекциями и экспозициями как с научными источниками, учёный сталкивается с проблемой не всегда точной атрибуции предмета коллекции. Ошибки в первичной атрибуции и последующей интерпретации предметов создают проблемы при их введении в научный оборот. Экспонирование предметов с неверным описанием в сочетании с устаревшим дизайном искажает восприятие изучаемой культуры. Рассматривая вышеприведённые трудности, мы вновь хотим поднять классический вопрос функциональности современных музеев с позиции исследователя.

Анна Ильинична Панкина – младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

«Музейные коллекции в 3D: опыт и перспективы использования»

Технологии 3D моделирования позволяют создавать точные цифровые копии предметов из музейных коллекций. Применение их в современной музейной практике имеет ряд преимуществ при решении существенных проблем, в т.ч. проблемы сохранности уникальных артефактов, проблемы ограниченности музейного пространства и широкой доступности эксклюзивного материала, повышение когнитивных качеств музейной экспозиции при демонстрации предметов с возможностью просмотра его со всех сторон. Также имеется возможность последующего создания копий ряда музейных предметов и их распространения, в том числе в виде сувенирной продукции. О личном опыте использования данной технологии пойдет речь в настоящем сообщении.

Регламент: выступление 15 минут; дискуссия 5 минут.