Понедельник, 6 мая

Круглый стол «Современный научный музей в России»

0

Круглый стол «Современный научный музей в России»
в рамках Научной школы-конференции с международным участием для молодых учёных «Функциональные стекла и стеклообразные материалы: Синтез. Структура. Свойства»

(6 октября 2022 г.)

Обсуждению «Современного научного музея в России» в рамах конференции был посвящен круглый стол (модератор – к.и.н., в.н.с., заведующий молодежной лабораторией антропологии Северной Пасифики ИИАЭ ДВО РАН Ю.В. Латушко). Основной акцент дискуссии был сделан на научной составляющей в музеях Дальнего Востока России и ближайших дальневосточных соседей. Участие в нем приняли как работники музеев (публичных и научных), так и молодые ученые. Круг поднятых вопросов был широк: в чем специфика различных музеев на Дальнем Востоке России? Каким является и каким может быть краеведческий музей? Что собой представляет сегодня научный музей? Как организован музей и научная работа в нем в России и у соседей по АТР? Каковы функции современного музея с точки зрения ученого? Как применение новых технологий и междисциплинарное сотрудничество может помочь реализации основных музейных функций? Надо ли привлекать в научный музей посетителей?

Директор КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» М.Ю. Соболевский представил богатейшие коллекции, хранящиеся в музейных фондах, рассказал об их значении для Камчатского региона и планах по развитию Музея на ближайшие годы. Он отметил, что руководство музея осознает важность организации качественной научной работы для перспективного развития музея, привлекая современные средства и технологии. Региональные музеи, как правило, не обладают всем набором необходимых научных мощностей и компетенций, однако они могут выступать в качестве заказчиков НИР, а также в роли коммуникационных площадок для организации междисциплинарных научных проектов и популяризации научных знаний.

СПРАВКА. История музея насчитывает более ста лет. В 1911 г. по инициативе губернатора Камчатской области В. В. Перфильева и местной интеллигенции было положено начало областному научно-промышленному музею. Первыми его экспонатами стали предметы, переданные путешественниками и учеными, исследовавшими Камчатку в начале ХХ века. В дальнейшем, после нескольких переездов, в 1982 году Камчатский областной краеведческий музей вернулся в здание бывшей канцелярии губернатора, где и располагается в настоящее время. Музей обладает большим музейным собранием, которое насчитывает более 120 тысяч уникальных музейных предметов по истории края. В фондах музея собраны предметы по археологии, этнографии коренных народов Камчатки, уникальные книги XVII–XXI вв., живописные и графические работы камчатских художников, мемориальные коллекции и архивные фонды. КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей» изучает природу, историю Камчатки и культуру народов, проживающих на ее территории.

На примере научного музея ИИАЭ ДВО РАН его заведующий Ю.Г. Никитин продемонстрировал сильные стороны и ограничения в работе научного музея. Ввиду ведомственной принадлежности к системе научных организаций Дальнего Востока у музея есть наработанные партнерские связи со многими научными институтами ДВО РАН. Музей выступает заказчиком проектов у «естественников». Например, на его базе реализуется работа по анализу, реставрации и консервации археологического металла. Предварительные результаты данного проекта были изложены в выступлении молодого ученого А.В. Балагуровой и опубликованы в журнале ИИАЭ ДВО РАН «Мультидисциплинарные исследования в археологии». 2021. № 2. С. 89–124.

Будучи структурным подразделением научно-исследовательского института Музей также выступает партнером в международном сотрудничестве. В качестве примера был приведен опыт реализации проекта по сравнительному изучению средневековых стеклянных бус, найденных на археологических памятниках Приморья и Приамурья, с японскими материалами. Данная работа проводилась совместно с коллегами из Токийского университета и опиралась на серию химических и физических анализов и экспериментов (результаты работы опубликованы, в частности, в книге «Средневековые древности Приморья». Выпуск 5. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2022).

Однако, как правило, научный музей, будучи структурным подразделением научного института, не имеет сопоставимых с публичными музеями возможностей полноценного экспонирования коллекций и представления результатов НИР широкой публике.

СПРАВКА. Музей археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН был создан по инициативе основателя и первого директора института академика А.И. Крушанова и открыт 15 ноября 1979 года. В формировании фондов и оформлении экспозиции музея в разные годы принимали активное участие известные специалисты в области археологии и этнографии. Основными функциями музея являются: учет и хранение археологических и этнографических коллекций, полученных в результате полевых исследований специалистов института, экспозиция наиболее представительных материалов и научная работа. Благодаря накопленным в результате многолетних полевых исследований археологов и этнографов института фондам, а также тесным научным связям научными учреждениями Китая, Кореи, Японии и Институтами ДВО РАН, музей имеет возможность осуществлять совместные проекты по изучению разнообразных археологических материалов из памятников широкого временного диапазона, в том числе изделий из стекла, керамики, раковин, кости и камня. Общее число единиц хранения – более 500 тысяч, а основной фонд музея насчитывает более 3000 единиц.

В сообщении ведущего научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Ю.В. Латушко рассматривались структура и функции одного из значимых антропологических центров Азиатско-Тихоокеанского региона — Национального музея этнологии Японии (Минпаку). Минпаку является уникальным учреждением, проводящим большую исследовательскую работу по всему земному шару. Значительное внимание уделяется работниками музея сохранению мирового этнического наследия в спектре от материальной культуры до духовной. Кроме того, на базе музея действует межвузовский образовательный центр подготовки специалистов-этнологов. У музея обширные международные связи с учреждениями аналогичного профиля из Китая, Кореи, США, Европы, России и др. стран. Многие музейные выставки интерактивны, нацелены на просвещение самых широких слоёв общества. Действует своего рода социальный контракт, когда музей берёт на себя роль методического сопровождения и организатора большого числа социально значимых мероприятий, например, для детей и стариков.

СПРАВКА. В рамках нацпроекта «Наука» одной из созданных в 2019 г. «новых лабораторий» стала лаборатория антропологии Северной Пасифики ИИАЭ ДВО РАН (рук-ль Ю.В. Латушко). Средний возраст ее сотрудников на момент формирования составил 28 лет, в их числе аспиранты. В задачи отдела входит накопление и анализ новых полевых материалов, изучение адаптации и природопользования, социальной структуры, образного осмысления историко-культурных ландшафтов Северной Пасифики в искусстве жителей островной и прибрежной зоны Северной части Тихого океана. Сотрудники лаборатории – это в основном молодые ученые, которые решая сложную научную проблему, одновременно с этим имеют уникальную возможность заниматься полевыми исследованиями, проходить стажировки и приобретать новые профессиональные компетенции, но самое главное, вносить вклад в дело исследования и сохранения уникальных этнических культур Дальнего Востока России, основы которого были заложены классиками дальневосточной этнологии, археологии и географии. Ряд сотрудников лаборатории работали или работают в настоящее время в музеях Дальнего Востока.

В выступлении заведующего «Мемориальным домом-музеем семьи Сухановых» Н.Л. Свистова был проведен сравнительный анализ деятельности музеев российского Дальнего Востока. В качестве объектов сравнения докладчик выбрал Государственный музей-заповедник истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева – ведущий и наиболее известный музей Приморского края; Хабаровский краевой музей им. Гродекова – музейное объединение Хабаровского края; муниципальный музей г. Находка «Музейно-выставочный центр Находка»; музей федерального государственного бюджетного учреждения науки «Национальный научный центр морской биологии». Все музеи имеют разную форму подчинения (федеральную, краевую, муниципальную, ведомственный музей при научной организации). Докладчик приходит к выводу, что реализация научной функции в музеях субъектов федерации и муниципалитетов имеет подчиненное основной выставочной деятельности значение, а в научном музее при НИИ — ведущее. Однако последний лишен широких возможностей по экспонированию и работе с посетителями. При этом исследовательская работа в нем всецело подчинена вспомогательной задаче своевременного предоставления материалов исследователям, что ограничивает собственные инициативы по экспонированию и работе с фондами.

В докладе м.н.с. лаборатории антропологии Северной Пасифики ИИАЭ ДВО РАН А.В. Левченко прозвучал тезис о том, что авторитет музеев основан на уникальных знаниях, хранящихся в его фондах, научных изысканий его сотрудников, а также умению доступно и увлекательно их донести до широкой аудитории. При усечении научной функции музей не может являться гарантом достоверности транслируемой посетителям информации, а также частично теряет свой авторитет в экспертной среде. Потери от пренебрежения, по любым причинам, научно-исследовательской деятельностью в музеях заметны по грубым ошибкам в витринах, в рассказах экскурсоводов и т.п. Повышение внимания к развитию НИР в музеях, таким образом, является краеугольной, в том числе экономической, задачей, помимо задачи дальнейшего сохранения и изучения историко-культурного наследия. Вопрос качественной подготовки сотрудников музейных фондов могли бы решать в том числе научно-исследовательские организации, обладающие соответствующими компетенциями.

Опыту применения 3D технологий в научной и музейной работе был посвящен доклад м.н.с. лаборатории антропологии Северной Пасифики ИИАЭ ДВО РАН А.И. Панкиной. В современной музейной практике разработки в области 3D технологий позволяют документировать и изучать археологические и этнографические материалы без нанесения вреда самим находкам и предметам коллекций, а также решают проблему ограниченного музейного пространства и широкого доступа к эксклюзивному материалу. Созданная в результате нескольких лет работы лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии «3D-галерея НГУ» представляет собой виртуальный музей, с предоставленным доступом профессиональным исследователям и широкому кругу пользователей к имеющимся на настоящий момент моделям музейных коллекций с возможностью получения комплексной информации об артефактах. Данный опыт может быть востребован и в других научных и публичных музеях страны.

Круглый стол явно продемонстрировал, что музеи служат сохранению, изучению и популяризации памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Они являются площадками популяризации научных знаний, не только гуманитарных и краеведческих, но естественно-научных знаний. Однако они могут по-разному реализовывать потенциал своих фондов. Одни сосредотачиваются на сборе и хранении коллекций, другие — на работе с массовым посетителем, третьи на научно-исследовательской работе. И лишь немногие достигают баланса трех составляющих. Причем, достижение такого баланса может реализовываться разными путями (через создание собственных мощностей или через участие в партнерских интеграционных проектах).

Существует ряд противоречий и ограничений в реализации функций музея. Эти ограничения могут проистекать из юридического статуса музея, правил организации НИР в нём и соблюдения научного протокола исследователями, организационной структуры в целом и проч.

Сегодня в ведущих мировых и российских музеях существует понимание, что современный музей не может быть простым собранием «редкостей», он должен быть одновременно и просветительской площадкой, и передовой научной лабораторией и местом различных сервисов.

Выстраивание сетей сотрудничества может происходить вокруг комплексного изучения и экспонирования как значимых объектов культурного наследия, так и вопросов научного анализа и публичного экспонирования знаковых для развития цивилизации материалов и технологий. К таковым смело можно отнести, в частности, стекло. В истории человечества возникновение и развитие стекловарения (по аналогии с предшествующим процессом керамического производства, лежавшим в основе неолитической революции) можно рассматривать в качестве одного из индикаторов формирования центров древней и средневековой мир-систем и цивилизаций Запада и Востока.

В Петербурге имеются давние традиции изучения и производства стекла, заложенные М.В. Ломоносовым и Д.И. Менделеевым. Такие организации как Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова, Оптический институт им. С.И. Вавилова, ГОСНИИКС и др. внесли свой вклад в науку о стекле и его технологию. Существует инициативный проект ИХС РАН и МАЭ РАН (Кунсткамера им. Петра Великого) «От Ломоносова до наших дней», посвященный стеклу, как междисциплинарному объекту исследования. Вышесказанное означает, что Петербург может стать тем местом, где могут успешно реализовываться комплексные проекты подобного рода, имеющие общероссийское и мировое значение.

Круглый стол продемонстрировал живой интерес к музеям со стороны ученых естественно-научных специальностей. Ряд сообщений на нем свидетельствует, что деление современной науки на гуманитарную и естественную в значительной мере условно: методы естественных наук широко применяются при изучении и сохранении музейных предметов, построения моделей, работы с большими данными и, наоборот, культурно-исторический и социальный контекст изготовления и использования стекла представляет интерес для «естественников». А значит имеются необходимые предпосылки для продолжения сотрудничества в формате междисциплинарных конференций и проектов.

Материал подготовлен к.и.н. Ю.В. Латушко и к.х.н. Н.Г. Тюрниной.

Comments are closed.