Пятница, 3 мая

Поздравление с днем аспиранта от СМУиС ИХС РАН

0

Уважаемые аспиранты Института химии силикатов, Совет молодых ученых и специалистов поздравляет вас с Днем аспиранта! Хотим пожелать бодрости духа, усидчивости и терпения, чтобы наконец осилить поставленную задачу и в итоге получить заветную степень кандидата, а затем и доктора химических наук.

Как известно, глупый учится на своих ошибках, а умный на чужих, поэтому в преддверии праздника мы пообщались с нашими наставниками, нашими старшими коллегами, которые успешно справились с защитой своих диссертаций, и взяли небольшие интервью. Надеемся, что, прочитав их, вы получите заряд позитива на весь следующий год.

 Мезенцева Лариса Петровна, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник ЛФХКСФМ РАН. Защитила диссертацию в 1983 году.

 Где и когда Вы учились в аспирантуре?

В аспирантуру ИХС РАН (в то время ИХС АН СССР) я поступила осенью 1971 года сразу после окончания Технологического института им. Ленсовета и окончила ее в 1974 году. В то время акцент в аспирантуре делали на подготовке к кандидатским экзаменами. Мы готовили к сдаче иностранный язык, философию, ходили на занятия по этим предметам и все это в эти 3 года. Кроме того, была тенденция изучать не один язык, а два. В Технологическом институте я учила английский и сдала вступительный экзамен на «отлично». После поступления в аспирантуру по просьбе зав. аспирантурой д.х.н. Филиповича В. Н. на кафедре иностранных языков меня включили в группу начинающих по изучению французского языка. Учили мы его с азов всего 2 года, и в итоге я сдала кандидатский экзамен, правда на «хорошо». На кандидатском экзамене по физической химии акцент был на фазовых диаграммах. Сдавала я экзамен д.х.н. Галахову Феодосию Яковлевичу и работала уже тогда, собственно, на микропечи его разработки. Галахов Ф. Я. в то время уже был старейшим сотрудником института и, конечно, было сильное волнение при подготовке к экзамену и во время сдачи. Но я сдала на «отлично».

Расскажите, с какими сложностями Вы столкнулись во время учебы в аспирантуре?

Сложность моей учебы в аспирантуре была в предыстории моего обучения в ЛТИ им. Ленсовета. Первые три курса я училась на органическом факультете. А потом на четвертом курсе, я перевелась уже на силикатный факультет. Но сдавала для этого еще четыре экзамена: физическую химию силикатов, минералогию, петрографию и еще что-то, уже не помню. Да, тяжело было, так как я самостоятельно занималась, чтобы догнать остальных. Особенно тяжло мне давала физическая химия силикатов, поскольку приходилось изучать особенности нагревания или охлаждения (кристаллизации) фаз в двух- и трехкомпонентных системах. А я вообще тогда не понимала, что к чему и как! Мне, конечно, сокурсники дали лекции, но все равно было сложно … но как-то я это преодолела, сдала на «отлично».

Первый год аспирантуры у меня был посвящен не фосфатам, а синтезу и исследованию апатитоподобного соединения CaY4[SiO4]3O, а потом со второго года обучения, мой руководитель Бондарь Ираида Адамовна – она была доктором наук и заведующей лаборатории гетерогенных равновесий ИХС АН СССР. Ираида Адамовна предложила поменять тему, и заняться фосфатами редкоземельных элементов. Тогда это было “модное” направление. Ей, правда, пришлось договориться с ИОНХ АН, поскольку лаборатория, которой руководил Тананаев Иван Владимирович, тогда занималась фосфатами, правда, в другом аспекте.

Первым делом мне нужно было подготовить обзорный доклад по фосфатам редкоземельных элементов. Приходилось днями сидеть в библиотеке, ведь тогда интернета не было, искать нужные материалы в журналах. При этом в библиотеку Академии наук доступа у меня не было. Аспирантов, насколько я помню, тогда в БАН не допускали. Доступна была публичная библиотека на Фонтанке. Просматривала журналы, находила статьи, ссылка за ссылкой, и в результате подготовила обзорный доклад на 50 минут. Причем, писала его от руки, компьютеров ведь тогда не было.

А потом началась эксперимент: синтез ортофосфатов, метафосфатов, пентофосфатов РЗЭ. Изучали закономерности фазовых переходов, температуры плавления, люминесцентные свойства и так далее. Интересно было с пентофосфатами, они иначе еще называются ультрафосфатами – растут в виде монокристаллов. Выращивали их в стеклоуглеродистых тиглях (черных с блестящим покрытием). Концентрированную ортофосфорную кислоту смешивали с нужным оксидом или смесью оксидов РЗЭ (лантана, неодима и др.) и ставили в печь на 500–600 градусов. А уже через несколько дней на поверхности образовывались монокристаллы различной величины (были даже до 1 см в длину и до 0.5 см в ширину).

Еще хочется добавить, что в наше время считалось неприличным защищать диссертацию спустя 3-4 года. Такие “скороспелки” не приветствовались. Я работала над диссертацией 10 лет, но это, конечно, перебор. Меня даже стали называть “бабушкой русской аспирантуры”. Увлекаешься! Все интересно, конца работы не видно. Моему руководителю д.х.н. Бондарь Ираиде Адамовне, уже начали говорить, что пора, и я писала диссертацию в нашей библиотеке на антресолях, там, где сейчас располагаются стеллажи. В лабораторной комнате тогда работало 10 человек и у всех свои дела, обсуждения по работе. Соответственно, сосредоточится было трудно. Рукописный вариант отвозила машинистке почти в самый конец ул. Седова (на Черную речку). Она печатала, мы вычитывали текс, исправляли, изменяли, потом снова к машинистке. Ужас! И все это нужно было иметь в четырех экземплярах.

А может вспомните какой-нибудь интересный или необычный случай из времен обучения в аспирантуре?

В один прекрасный день распахивается дверь лаборатории, и на пороге появляется академик Прохоров Александр Михайлович из ФИАНа. Он приехал пожать руку Ираиде Адамовной и мне, за кристаллы La1-xNdxP5O14. Оказывается, Ираида Адамовна, будучи в Москве, передала ему наши кристаллы, лазерные свойства которых превзошли зарубежные образцы. После такого рукопожатия все в институте хохотал, советовали мне не мыть руки. Академики для нас были небожителями. Особенно Прохоров А. М., он же в свое время был Нобелевским лауреатом по физике. И с тех пор мы стали сотрудничать с ФИАНом. Нам задавали необходимые составы кристаллов пентафосфатов РЗЭ, и мы их выращивали буквально сотнями (двух- трех- и многокомпонентные).

Какой самый сложный вопросы был у Вас на защите диссертации?

Особенно сложных вопросов не было, но я вспоминаю, как на защите Олег Всеволодович Мазурин меня спросил: «А вот есть промышленный люминофор – ванадат иттрия, активированный европием. А у вас пентафосфат европия. Какой же все-таки экономически выгоднее?». Ну и что-то же надо отвечать, я сразу собралась и сообразила: «Как ванадий, так и фосфор являются недорогими исходными материалами, цена их, по-видимому, близка, но наш фотолюминофор обладает большей интенсивностью излучения».

Ну и напоследок пожелайте что-нибудь аспирантам нашего института или дайте свое напутствие?

Последние годы у нас в лаборатории студенты (может быть, будущие аспиранты) выполняют исследования в рамках своих дипломных работ, делают это они хорошо, а вот работа с литературой у них слабая. Знание языков слабое. Очень странно, ведь английский сейчас повсеместно распространен. А они ничего не могут из английских публикаций вычитать. А публикаций на английском огромное количество. И в этом сейчас на мой взгляд слабое место молодежи. Поэтому желаю эти лакуны в образовании исправлять!

 

Голубева Ольга Юрьевна, доктор химических наук, заведующая ЛХСС

 Где и когда Вы учились в аспирантуре и когда защищали диссертацию?

Я поступила в аспирантуру в ИХС в 1998 году, а защитила кандидатскую диссертацию в 2002 году.

Расскажите про самый сложный экзамен, который Вы сдавали?

Их было не так много, но самый сложный, я считаю, был по физической химии.

А какой был самый сложный вопрос на защите диссертации?

Вопросы не были сложными. Были вопросы непонятные, потому что задавались не специалистом. Именно в этом заключалась сложность. Кроме того, у нас в лаборатории был заведующий Олег Всеволодович Мазурин. Он регулярно устраивал лабораторные семинары, где я постоянно делала доклады. И знаете, после Олега Всеволодовича делать доклады было уже совершенно не страшно. Он пришел на мою предзащиту. Там он спрашивал, что его интересовало и, в общем-то, на защите мне уже было несложно отвечать. Присутствие специалиста высочайшего уровня по твоей специальности дает очень многое, конечно.

Вспомните какой-нибудь интересный/смешной случай во время учебы в аспирантуре?

На первом или втором году аспирантуры я ездила в Великобританию, в город Эдинбург. Это была моя самая первая зарубежная конференция. Но тогда были гранты РФФИ на поездки. Очень большая вещь. Мне сняли взнос как молодому ученому. Правда они меня попросили помогать на конференции – я помогала на стендовой сессии: раздавала липучки, ножницы и т.д. И даже потом дали билет на банкет. До сих пор очень приятные воспоминания о Шотландии: волынки, замок Марии Стюарт…

На что следует обращать внимание при подготовке в аспирантуре? Дайте Ваше наставление аспирантам.

Мне кажется, что прежде всего надо обращать внимание на своего будущего руководителя. Наверное, с этого надо начинать. Способен ли он сгенерировать интересное направление, которое будет востребовано? Надо обращать внимание на публикационную активность руководителя, а также на лабораторию в целом, ее направления, на наличие грантов.

Здравков Андрей Викторович, кандидат химических наук, зам. директора по научным вопросам

 

Где и когда Вы учились в аспирантуре и когда защищали диссертацию?

Двенадцать лет назад это было. В аспирантуру ИХС РАН я пришел в 2007 году, а защитился уже в 2010.

Какой самый сложный экзамен у Вас был или вопрос, который запомнился на всю жизнь?

Самое сложное в процессе экзаменов было не попасть на Мангасаряна на экзамене по философии. От него все уходили с тройками.

А теперь вспомните самый интересный момент из Вашей учебы?

Самое интересное… Наверное, как я сдал и вступительный и кандидатский минимум по английскому языку за неделю.

Ну и в конце Ваше напутствие нашим аспирантам?

Наставление: учиться, учиться и еще раз учиться. Работать, работать и еще раз работать. Ну и в конце, учиться работать, работать учиться и еще и работать, и учиться. И никогда не теряйте чувство юмора.

 

Иванова Александра Геннадьевна, кандидат химических наук, заведующей ЛНС

Где и когда Вы учились в аспирантуре и когда защищали диссертацию?

Учеба в аспирантуре продлилась с 2003–2006 гг. в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена на кафедре неорганической химии. Тема моей кандидатской диссертации: «Моно-, би- и тетраядерные циклометаллированные комплексы Pd(II) и Pt(II) c мостиковыми 4,4’-бипиридильным и ацетатным лигандами». Звучит непросто, но это крайне интересная тема. Защита диссертации состоялась в 2011 году.

Расскажите про самый сложный вопрос на защите диссертации или может быть про самый сложный экзамен?

Если подготовится к экзаменам, то не будет трудных вопросов. Не могу выделить какой-нибудь один экзамен или вопрос, который для меня показался сложным.

Чтобы Вы хотели пожелать нашим аспирантам?

Больше читать научно-исследовательскую, техническую литературу, не только по теме диссертации, но и в смежных областях. Если эксперимент не получается — не отчаиваться, повторить с использованием новых подходов. Поддерживать научный интерес, быть наблюдательным и любознательным. И закончить хотелось бы, известной поговоркой: «Терпение и труд все перетрут»!

Comments are closed.